Наш адрес
603146
г. Нижний Новгород,
ул. Бекетова, д.19
Тел.: +7 (831) 412-14-69
E-mail:g53_nn@mail.52gov.ru
Воспитательная система гимназии

«ОТ СВОБОДЫ ВЫБОРА – К ОТВЕТСТВЕННОСТИ РЕШЕНИЙ»

В «Концепции модернизации российского образования» сказано: «Развивающемуся обществу нужны люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу своей страны».

Миссией гимназии является подготовка социально-компетентной личности с толерантным сознанием, готовой к профессиональному самоопределению. Модернизация содержания и форм деятельности, направленной на профессиональное самоопределение учащихся на основе приоритетного изучения иностранных языков является целью гимназии. Специфика учебного заведения предполагает целенаправленную и систематическую работу с детьми, обеспечивающую их профессиональное самоопределение, которое характеризуется и конкретизируется в новой общественно значимой позиции, когда ученик стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего.

В нашем учебном заведении создаются условия для того, чтобы ребенок смог познать смысл самоопределения как свободы выбора и ответственности за собственный выбор. Ситуации выбора постоянно включаются в систему жизнедеятельности ребенка по мере развития у него субъектных способностей, умений самостоятельно определять цель и средства ее достижения, нести ответственность за полученный результат.

Воспитательное пространство в гимназии ориентированно на:

· создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения, педагога;

· многообразия видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;

· личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

· личностно ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;

· создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

· признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;

· применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.

Помогая детям и взрослым продуктивно организовать свое свободное время через организацию различных видов деятельности, в рамках воспитательной системы, гимназия способствует расширению сферы общения всех субъектов образовательного процесса, осуществляет воспитание в коллективах различного типа, создает условия для социокультурного самоопределения личности.

При этом успешно формируются навыки толерантного общения и взаимодействия, поскольку сфера внеурочной деятельности, в рамках воспитательной системы объединяет не по принуждению, а по собственному выбору субъектов, который подкреплен их интересом. Общая заинтересованность помогает понимать и принимать друг друга, что и является основой культуры толерантности (толерантной культуры).

Изучив современные подходы к проблемам воспитания в новых

социокультурных условиях (Н. Л. Селиванова, И.А. Зимняя, Н.А. Морозова) и рассмотрев ряд моделей организации внеурочной деятельности учащихся (И.Н. Закатовой, Г.К. Селевко, Н. К. Тихомировой, А.А. Ухтомского), в 2001 году творческий коллектив гимназии приступил к разработке проекта «От свободы выбора – к ответственности решений» (Самоопределение через культурно-образовательные практики). В 2004 году гимназия получила статус федеральной экспериментальной площадки по проблеме профессионального самоопределения.

В 2006 году была разработана воспитательная система «От свободы выбора – к ответственности решений». Система прошла три основных этапа развития: становления, развития, завершения. В 2010 году принято решение о модернизации (обновлении) воспитательной системы.

Гимназия №53 является единственным образовательным учреждением в Нижнем Новгороде, обеспечивающим освоение французского языка со второго класса всеми учащимися, ориентированное на свободное владение французским языком по окончании учебного заведения.

Опыт международного сотрудничества в гимназии составляет 17 лет. Учащиеся гимназии имеют возможность выйти на непосредственный контакт с носителями языка как у себя в стране, так и в стране изучаемого языка. Создается уникальная ситуация естественной языковой среды. Такая ситуация имеет бесспорное преимущество, ибо ни учитель, хорошо владеющий иностранным языком, ни аутентичные средства обучения не могут в полной мере восполнить отсутствие непосредственного взаимодействия с носителями языка.

Несомненна роль школьных обменов в возможности приобщения к культурным ценностям носителей изучаемого языка, в преодолении трудностей, возникающих при столкновении разных культур, в формировании толерантного сознания и в способности участвовать в непосредственном диалоге культур.

Именно в таком диалоге формируются умения в познании собственной культуры и культуры других народов, ведь чужое должно быть познано и открыто в своем собственном, в своей собственной культуре, т.е. познание «чужой» культуры может осуществляться только через свою собственную.

Гимназия считает организацию межкультурного обмена составной частью учебно- воспитательного процесса, т. е. речь идет не о единичных поездках групп учащихся и учителей, а о целенаправленной работе коллективов гимназии и двух лицеев Гренобля и Мелана по воспитанию молодого поколения, деятельности, направленной на признание равноправия и равноценности культур и существования общечеловеческих ценностей.

«Толерантность лежит в основе российской государственности». Эти слова В.В. Путина ещё раз подчёркивают важность и необходимость данной работы.

Сам уклад школьной жизни, где правит Детство, где в уважении воспитываются дети разных национальностей, где общечеловеческие ценности становятся ценностями каждого участника образовательного процесса, позволяет нам говорить о продуктивности воспитательной работы гимназии. Система дел, мероприятий, событий, ставших традиционными, постановка целей и задач, определение ведущих видов деятельности, определение субъектов деятельности и становление отношений между ними, становятся основой для разработки и создания воспитательной системы гимназии. В самом названии «От свободы выбора – к ответственности решений», мы заложили главные ценности и смыслы гражданского общества – свобода и ответственность. Мерилом всей воспитательной деятельности в школе является ребёнок - субъект воспитательной системы гимназии, центр всех целесообразных воспитательных воздействий.

Концепция воспитательной системы гимназии

Цель современной системы образования – воспитание личности, способной самореализоваться в новых экономических и политических условиях. Развитие воспитания в условиях системного реформирования российского общества и государства должно осуществляться на основе современных идей, подходов и принципов, адекватных новым условиям, российской ментальности, семейным, национальным, региональным и общероссийским культурным традициям. Особенность педагогической стратегии по развитию воспитания заключается в постоянной корректировке реальной социальной ситуации, в которой осуществляется жизнедеятельность ребенка и его семьи, и педагогической ситуации, заключающей в себе прогностический элемент подготовки поколения к новому историческому этапу жизни общества.

Воспитание является важнейшей составной частью целостного процесса образования. Воспитание в системе образования сегодня направлено на формирование ответственности ребенка перед обществом, государством, родителями, самим собой.

Воспитание понимается нами как целенаправленное, организованное профессионалом–педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие у школьника способности жить в обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. (Н. Е. Щуркова)

Для современного решения задач воспитания в гимназии значительные возможности предоставляет система дополнительного образования детей, личности вообще, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ. Но в связи с модернизацией системы образования традиционное содержание внеурочной и внеклассной работы оказалось далеким от интересов и потребностей детей и взрослых, а также кружки, факультативы внеклассные мероприятия не всегда в состоянии решить увеличивающийся круг современных проблем.

Приступая к реализации Программы развития гимназии, творческий коллектив педагогов считает, что в гимназии просто необходима обновленная гуманистическая воспитательная система, сохраняя при этом все ценное, что было в воспитательном процессе гимназии и проверено достаточно длительным отрезком времени, соблюдая преемственность между поколениями.

Воспитательная система гимназии – это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации функции содействия развитию личности ребенка. Она рассматривается нами как процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и социокультурной компетентности.

Цель воспитательной системы гимназии:

развитие личности через создание ситуаций свободного выбора и межкультурного взаимодействия

Реализуя свои способности в творчестве и исследовательской работе, ребенок сам формирует себя и образ окружающего мира, адаптируясь в нем. Участие в проектах, направленных на межкультурное взаимодействие способствует формированию целостного восприятия мировой культуры, дает возможность получить опыт международного общения. При этом формируются нормы общей культуры личности, которые обеспечивают человеку комфортное ощущение себя в любой социальной роли, т. е. успешно формируется социальная мобильность в рамках социокультурной компетентности.

Исходя из специфики образовательного учреждения, ведущими системообразующими видами деятельности определены: научно-познавательную, художественно-эстетическую и коммуникативную.

Спроектированная модель воспитательной системы является одновременно встроенной в структуру учебно-воспитательного процесса гимназии, отличается профильной ориентацией, а также построена на сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования, с учреждениями культуры, с творческими союзами и с ВУЗами. Воспитательная система гимназии построена на общих принципах гуманизма, поэтому в ее становлении, функционировании, развитии большую роль играет среда, она не только успешно взаимодействует с ближним и дальним социумом, но и осваивая его, сама становится мощным средством социализации, т.е. данная система открытая.

Важнейшим условием ее эффективности является объединение детей и взрослых в коллектив – ядро гуманистической воспитательной системы гимназии. Построенная система, предоставляет образовательные услуги всем субъектам образовательного процесса: учащимся, педагогам и родителям, включая их в различные виды деятельности.

Основополагающими идеями гуманистической системы воспитания (В.А. Караковский, Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова) служат принципы воспитательного процесса.

Принципы воспитания гимназистов:

а) личностный подход в воспитании:

- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

- уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;

- признание их социальных прав и свобод;

- ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания;

- отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития;

- опора воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

в) средовый подход в воспитательной деятельности, т.е. использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

г) дифференцированный подход к воспитанию детей, в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

д) природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию таких положений, как:

- определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;

- опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;

- преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника;

- изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений;

- построение психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов;

- обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции;

е) культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка

Формирование социокультурной компетенции, как стратегия общей культуры, является образующим элементом в построении воспитательной системы гимназии, которая включает в себя три комплекса: культурно-эстетический комплекс, поисково-интеллектуальный комплекс, комплекс психологического и физического оздоровления.

Каждый комплекс представлен разветвленной сетью студий, клубов, центров, секций, лабораторий, творческих и социальных проектов, подпрограмм и имеет свою организационную структуру. Современный ребенок входит в мир, формируется и развивается как личность через различные по воспитательному потенциалу, по структуре и длительности функционирования коллективы. Многообразие коллективов в созданной воспитательной системе позволяет ребенку иметь свободу выбора и получить межкультурный опыт общения. В актах выбора и принятия решения уже заложен глубокий гуманистический смысл.

Организованная таким образом воспитательная система помогает не только решать поставленные воспитательные задачи, но и привлекает детей своей открытостью, психолого-педагогической поддержкой их интереса к различным видам деятельности и доступностью, способна помочь ребятам продуктивно организовать свое свободное время, способствует расширению сферы общения, создает условия для самоопределения личности.

В рамках воспитательной системы гимназии в процессе деятельности и свободного общения складываются определенные отношения, которые и являются главным воспитывающим фактором системы:

· между детьми и различными их объединениями;

· между детьми и взрослыми (педагогами и родителями).

Воспитательная система гимназии имеет свое «лицо», неповторимый облик, что имеет большое значение в развитии индивидуальности каждого члена сообщества. Система отношений создает благоприятную атмосферу в гимназии, устойчивый психологический климат в ее коллективе, основывается на общих принципах воспитания гимназистов и позволяет всем субъектам получить опыт отношений, основанных на взаимной помощи, взаимной ответственности, взаимопонимании, терпимости и уважении.

Методологической основой в период становления воспитательной системы является системный подход. Основные положения (принципы) системного подхода: целостность, связь между компонентами, структурность, управляемость и целенаправленность, развития.

В основе педагогической деятельности лежит личностно-ориентированный подход, категориями которого являются деятельность в ее многообразии и личностная направленность. Идеи и способы действий обеспечивают и поддерживают процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

В результате применения данных подходов, опираясь на принципы воспитания и построения воспитательной системы, личность гимназиста развивается в целостном интегрированном образовательном процессе, в котором все компоненты в максимальной степени взаимосвязаны.

Исходя из нормативно-правовых документов («Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» приложение к приказу МО РФ от 15.12.2002 №30-51-914/16), из концепции Программы развития гимназии и вышеизложенного, деятельность педагогического коллектива направлена на создание условий для формирования у гимназистов:

- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

- способности использовать язык как средство межкультурного общения в диалоге культур;

- толерантности, уважительного отношения к национальным традициям, обычаям иной социокультурной среды;

- представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;

- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью, готовности к экологически обоснованному взаимодействию с окружающим миром;

- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;

- физической культуры, навыков здорового образа жизни.

Для организации деятельности по развитию воспитательной системы гимназии необходимо решение следующих задач:

1. Построение субъект-субъектных отношений в воспитательном пространстве гимназии, формирование новой ценностной культуры.

2. Реализация компетентностного подхода в воспитании учащихся.

3. Создание языкового поликультурного пространства, способствующего самоопределению и самореализации учащихся.

4. Создание технологии управления качеством образовательной услуги через совершенствование деятельности классных руководителей.

5. Формирование благоприятного визуально-информационного пространства гимназии.

6. Развитие партнерских отношений с родителями обучающихся.

7. Модернизация системы ученического самоуправления в гимназии.

Механизм функционирования воспитательной системы

Ведущие системообразующие виды деятельности:

- художественно-эстетическая,

- научно-познавательная,

- коммуникативная.

Воспитательная система гимназии включает в себя три комплекса:

- культурно-эстетический комплекс,

- поисково-интеллектуальный комплекс,

- комплекс психологического и физического оздоровления.

Каждый комплекс представлен разветвленной сетью культурно-образовательных практик творческих и социальных проектов, подпрограмм и имеет свою организационную структуру. Многообразие коллективов в созданной воспитательной системе позволяет ребенку иметь свободу выбора и получить межкультурный опыт общения. В актах выбора и принятия решения уже заложен глубокий гуманистический смысл. Программное обеспечение воспитательного процесса является основным условием целостности, последовательности, систематичности в воспитании, перспективности в нравственном и социокультурном развитии личности.

Улучшение материально-технической базы ведет к расширению возможностей, которые предоставляются учащимся в рамках воспитательной системы гимназии. Материально-техническая база гимназии постоянно модернизируется, обновляется и пополняется новым оборудованием, техническими средствами, атрибутами концертной деятельности. Это является хорошим стимулом для педагогов, учащихся и их родителей к участию в новых творческих объединениях, в различных конкурсах и смотрах, к разработке социальных проектов.

   
© 2010 g53_nn@mail.52gov.ru

Работает на: Amiro CMS