Наш адрес
603146
г. Нижний Новгород,
ул. Бекетова, д.19
Тел.: +7 (831) 412-14-69
E-mail:

Условия осуществления образовательного процесса

 

Внедрение ФГОС

1 сентября 2012 года все обучающиеся первых (78 чел.) и вторых классов (80 чел.) начали обучаться по новому федеральному государственному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО). В связи с этим перед администрацией гимназии встал вопрос о создании условий для перехода к стандартам второго поколения, повышение психологической готовности самого учителя и развитие его профессиональной компетентности. Были рассмотрены теоретические основы построения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; определён механизм изменения образовательного процесса в начальной школе; разработана модель построения образовательного процесса на начальной ступени в соответствии с требованиями ФГОС.

Работа проводилась в несколько этапов.

На первом этапе был создан координационный совет и рабочая группа по введению ФГОС в начальной школе, обозначены цели и задачи их деятельности; члены рабочей группы были ознакомлены с концепцией, содержанием и условиями реализации нового стандарта, разработан план-график перехода начальной школы на ФГОС НОО, план мероприятий по внедрению ФГОС НОО в гимназии. На втором этапе были проанализированы базисный учебный план, учебные программы и учебники, утверждённые Министерством образования и науки Российской Федерации на 2011/2012 учебный год; рассмотрены используемые педагогические технологии; способы контроля и оценки планируемых результатов деятельности; проанализированы имеющиеся ресурсы для реализации ФГОС. На третьем этапе была спроектирована основная образовательная программа начального общего образования и сформирован учебный план начальной школы на основе Примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования образовательного учреждения. На четвёртом этапе создана модернизированная образовательная система начальной ступени гимназии, соответствующая новому стандарту.

Для этого были:

  • внесены изменения и дополнения в нормативно-правовые документы гимназии;

  • разработаны и заключены договоры с родителями обучающихся;

  • создан банк нормативно-правовых документов от школьного до федерального уровней;

  • утверждена образовательная программа на 2011- 2015 учебные годы;

  • определена оптимальная модель организации образовательного процесса, обеспечивающая внеурочную деятельность;

  • утверждены учебный план и программы внеурочной деятельности на 2011-2012 учебный год.

Администрация школы создала все условия по непрерывности профессионального развития педагогов при переходе на стандарты второго поколения. Учителя, которые преподают в 1-2-х классах, прошли курсы повышения квалификации в НИРО, а также продолжают проходить обучение учителя будущих 1-х классов. Прошли курсовую подготовку по новым стандартам Генералова А.А., БеленкоЛ.В., Рождественская Е.Б., Паленова Е.Е., Рыбкина Е.Д., Климова И.В.
Учебно-воспитательный процесс соответствует действующим санитарно-гигиеническим, противопожарным правилам и нормам. Педагогический коллектив работает в соответствии с нормами охраны труда. Кабинеты начальных классов оснащены учебной ростовой мебелью. Все классы начальной школы укомплектованы новым оборудованием, демонстрационным материалом. Получены компьютеры, проекторы, в двух классах – интерактивные доски. В каждый класс проведён Интернет. Закуплены новые учебники по всем предметам, входящие в федеральный список и отвечающие требованиям ФГОС. Первоклассникам с целью сохранения здоровья выданы 2 комплекта учебников (дома и в гимназии), в гимназии создан справочно-информационный центр, имеется просторный читальный зал.
В своей работе методическое объединение учителей начальных классов используют УМК «Планета знаний», на основе которого разработана основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) в соответствии с ФГОС, состоящая из следующих разделов:

1. Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка к основной образовательной программе.

1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

1.3 Система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП НОО.

2.Содержательный раздел.

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов внеурочной деятельности.

2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

3. Организационный раздел.

3.1. Учебный план НОО (1-4).

3.2. План внеурочной деятельности.

3.3. Система условий реализации ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС.

 

Цель внеурочной деятельности в гимназии: развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействие личностному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в 2012-2013 учебном году в 1 и 2 классах внеурочная деятельность организуется в соответствии с принципами:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

  • опора на ценности воспитательной системы гимназии;

  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка и по направлениям развития личности:

  •  духовно- нравственное направление; 

  •  спортивно - оздоровительное; 

  •  общеинтеллектуальное ; 

  •  социальное; 

  •  общекультурное.

 

Модель внеурочной деятельности

 

  Внеурочной деятельность является неотъемлемой частью дополнительной системы гимназии и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

В гимназии созданы такие условия для учащихся во второй половине дня, которые способствуют удовлетворению их личных потребностей. Для ребёнка создаётся особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, праздники, познавательные игры, поисковые исследования и т. д.

При организации внеурочной деятельности обучающихся в гимназии используются собственные ресурсы (учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, учителя физической культуры, библиотекарь, старшая вожатая и т.д.).

Направление

Программы дополнительного образования

1 класс

2 класс

Духовно-нравственное

«Русский дом»

«Русский дом»

Социальное

«Радуга настроения»

«Смешуроки на дороге»

«Родничок»

«Школа безопасности»

Общеинтеллектуальное

«В гостях у профессора Головоломкина»

«Мастерская речевого творчества»

«В гостях у профессора Головоломкина»

«Русскоград»

Общекультурное

Танцевальная студия «Росинка»

Танцевальная студия

«Росинка»

Спортивно-оздоровительное

«Киокусинкай»,

«Настольный теннис», «Художественная гимнастика»

«Киокусинкай»,

«Настольный теннис», «Художественная

гимнастика»

 

Преемственность во внеурочной деятельности в 2012 -2013 учебном году осуществляется в кружках «Русский дом», «В гостях у профессора Головоломкина», «Киокусинкай», «Настольный теннис», «Художественная гимнастика», в танцевальной студии «Росинка». В связи с новым набором детей расширились кадры, что содействовало появлению новых кружков, были учтены запросы родителей и интересы детей, предложения педагогов.

 

Спортивно-оздоровительное:

· Киокусинкай»

· «Настольный теннис»;

· «Художественная гимнастика"

Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы, освоение норм ведения здорового образа жизни, норм сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья.

Общекультурное

    Танцевальная студия «Росинка»

Приобщение школьников к миру искусства, вовлечение их в творческую деятельность, создание  достаточно комфортных условий для раскрытия творческого потенциала детей. Вхождение в мир искусства способствует формированию и развитию у  обучающихся качеств духовно-нравственного распорядка, т.к. отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты, и нацелено на познание, прежде всего внутреннего мира человека, его идеалов, жизненных ориентиров и ценностей. 

Духовно-нравственное

  «Русский дом»

 

Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, формирование осознанного и уважительного отношения к традициям русского народа, к художественному творчеству;  укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях.

Общеинтеллектуальное

· «Мастерская речевого творчества»:

· «В гостях у профессора Головоломкина»;

· «Русскоград»

Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, развитие интеллектуальных способностей, ориентация на мотивацию познавательной деятельности детей, расширение кругозора, получение знаний по изучаемой дисциплине, формирование навыков исследовательской деятельности, развитие творческих способностей к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской деятельности, умение претворять свою авторскую идею.

Социальное

· «Радуга настроения»

· «Смешуроки на дороге»

· «Школа безопасности»

· «Родничок»

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов, освоение детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработка ценностных ориентаций, умений грамотно действовать в экстремальных ситуациях (пожарах). Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.

 

Результаты внеурочной деятельности

        Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

 

Уровень
результатов
Приобретение социальных знаний
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Получение
опыта самостоятельного общественного действия
Направления
внеурочной
деятельности
Духовно-нравственное
«Русский дом»
 
Познавательные беседы
 
 
Интеллектуальные игры и викторины
 
Участие в благотворительных акциях, организация
тематических выставок, участие в конкурсе рисунков
Спортивно- оздоровительное
· Киокусинкай»:
· «Настольный теннис»;
· «Художественная гимнастика»
Занятие в хореографической группе, подвижные игры и соревнования, беседы о ЗОЖ
 
 
Участие в классных и школьных спортивных мероприятиях, конкурсы, спортивные соревнования, школьные спортивные турниры
 
Участие в школьных и оздоровительных акциях в окружающем
гимназию социуме; день здоровья
Общеинтеллектуальное
· «Мастерская речевого творчества»;
· «В гостях у профессора Головоломкина»;
· «Русскоград»
Познавательные беседы, экскурсии, игры
 
 
Участие в тематических выставках, конкурсах
 
Детские исследовательские проекты, дискуссии, круглые
столы, олимпиады
Социальное
· «Радуга настроения»;
· «Смешуроки на дороге»;
· «Школа безопасности»
· «Родничок»
Участие в социально - значимых акциях в гимназии, круглый стол.
 
Проектная, исследовательская деятельность школьников
(в стадии становления)
Общекультурное
Танцевальная студия «Росинка»
Участие в конкурсах рисунков, конкурсах художественного творчества
 
Художественные акции школьников, фестивали

 

   Достижение всех трёх уровней результатов внеурочной деятельности свидетельствует об эффективности работы по вопросам воспитания. Развитие системы оценки качества образования – важный аспект реализации стандартов. Моделью оценки качества образования в начальной школе являются мониторинговые исследования достижений младших школьников. В 2011/2012 учебном году проводились следующие виды измерений:

· дидактические;

· воспитательные;

· психолого-педагогические;

· медицинские;

· социологические.

Все эти виды измерений нашли своё отражение в плане мониторинга качества образования 1-х классов (2011-2012 уч.год), где определены темы, предметные области, цели, сроки и ответственные.

В конце учебного года была проведена итоговая комплексная работа на межпредметной основе, целью которой являлась оценка достижений планируемых результатов по русскому языку, математике, окружающему миру, чтению, по поиску информации и определение уровня сформированности универсальных учебных действий

 

Уровень сформированности УУД в 1-х классах

УУД
ИТОГО
79 чел.
Личностные УУД:
· принятие нового статуса «ученик», внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
 79 чел.
100 %
· оценка, осмысление нравственного содержания художественного произведения, нравственного значения поступков героев;
73 чел.
92,4 %
· проявление рефлексии (анализ своих действий)
65 чел.
82,3 %
Регулятивные УУД :
· организация рабочего места;
72 чел.
91,1 %
· определение последовательности действий с учётом конечного результата;
73 чел.
92,4 %
· контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном
49 чел.
62 %
Познавательные УУД:
· усвоение общего способа решения задач;
60 чел.
75,9 %
· установка причинно-следственных связей;
57 чел.
72,2 %
· ориентация в тексте, содержании;
62 чел.
78,5 %
· группировка и классификация предметов, объектов природы на основе существенных признаков по заданным критериям;
67 чел.
84,8 %
· информационный поиск;
54 чел.
68,4 %
· сравнение и обобщение (одним словом);
79 чел.
100 %
· понимание информации, представленной в виде текста, схемы.
73 чел.
92,4 %
Коммуникативные УУД:
· соблюдение простейших норм речевого этикета (выражение благодарности в письменной форме)
 73 чел.
92,4 %

 

Самостоятельная работа по выполнению комплексных заданий носит исследовательский, творческий и продуктивный характер. Обучающиеся, выполняя задания, принимают и формируют учебные задачи, знают цель своей деятельности. Формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возможность выбора заданий, способов решения, необходимых информационных ресурсов снизила уровень тревожности у детей, повысила мотивацию к обучению. Коммуникативная компетенция обучающихся значительно развита, они свободно взаимодействуют в парах, группах. Но учителям 1-х классов необходимо продолжить работу по обучению детей контролю в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном и информационному поиску. Осуществляется контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам. На сайте школы, информационном стенде представляются материалы по внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На заседаниях общешкольного родительского собрания, заседаниях педагогического совета, научно-методического совета, школьных методических объединений, родительских собраниях систематически обсуждаются вопросы о ФГОС НОО. Особое внимание по внедрению ФГОС уделяется формированию механизма использования возможностей современных развивающих технологий, обеспечивающих формирование базовых компетентностей современного человека:

    • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
    • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
    • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
    • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

     В гимназии были проведены педагогические советы, на которых педагогический коллектив был ознакомлен с ФГОС НОО, с программой духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, мониторингом качества образования, мониторинговыми исследованиями и их результатами, о злоровом образе жизни, о применении на уроках и во внеурочной деятельности ИКТ. Учителями 1-х классов Генераловой А.А., Беленко Л.В., Рождественской Е.Б., председателем методического объединения Паленовой Е.Е.были проведены обучающие семинары, мастер-классы, открытые уроки по формированию универсальных учебных действий, по созданию портфолио обучающихся и портфолио класса как образца накопительной оценки, по проектной деятельности, по структуре урока в соответствии с требованиями ФГОС, по использованию современных технологий, проведены консультации психологов гимназии Сидоровой И.В. и Никандровой А.Г. по сопровождению обучающихся в рамках ФГОС. Учителя начальных классов встречались с авторами учебников «Планеты знаний» и представителями издательства «Астрель», что помогло им в дальнейшем в составлении ООП НОО (программы)

На заседаниях методического объединения учителей начальных классов в течение 1,5 лет были рассмотрены вопросы:

    • создание ООП НОО;
    • УМК «Планета знаний» как средство реализации новых стандартов;
    • новые подходы к преподаванию в начальной школе на основе ФГОС НОО;
    • оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности;
    • формирование и развитие УУД у обучающихся начальной школы;
    • организация внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС;
    • комплексные работы;
    • мониторинговые исследования и измерительные материалы;
    • каким должен быть кабинет начальных классов и др

  Опыт внедрения ФГОС показал:

  • значительно улучшилась материально-техническая база гимназии;
  • изменился характер деятельности учащихся - исследовательский, творческий, продуктивный;
  • повысилась доля самостоятельной работы учащихся на уроке;
  • появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий;
  • снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению;
  • изменилась роль учителя на уроке, учитель перестаёт быть единственным носителем знания, как было раньше, и выполняет роль проводника, наставника;
  • введены часы на внеурочную деятельность обучающихся по самостоятельному выбору детей или их родителей, что расширяет возможности гимназии по воспитанию и развитию творческой мобильной личности;
  • учебное сотрудничество помогает формировать дружный коллектив, учит решать возникающие проблемы в доброжелательной обстановке, проявлять инициативу, организаторские способности, стремиться к успеху, развитию самооценки;
  • системная (накопительная) оценка – портфолио – позволяет осуществлять оценку динамики индивидуальных общеобразовательных достижений ребёнка, активно вовлекает обучающихся и их родителей в оценочную деятельность, даёт возможность каждому обучающемуся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.

 

Деятельность социально-психологической службы

 

Библиотека гимназии

В гимназии действует библиотека и читальный зал.

Обеспеченнось обущающихся учебниками

Каталог изданий, содержащихся в библиотеке.

 

 Материально-техническая база для реализации образовательной программы:

 

Организации питания 
· собственная столовая
· современное технологическое оборудование
· квалифицированные сотрудники
· реализация образовательных программ по формированию культуры здорового образа жизни
Обеспечение условий
 физического развития школьников
· спортивный зал
· спортивный инвентарь
· оборудованные раздевалки
· спортивная площадка
· лыжная база
Информатизация гимназии
· количество компьютерных классов – 2
· количество компьютеров в этих классах – 22
· количество предметных кабинетов, в которых установлены компьютеры – 36
· всего компьютеров в учебных кабинетах – 58 
· зона бесплатного wi-fi доступа к сети Интернет
· наличие локальной сети – 2 
· административная сеть – 10 компьютеров
· учебная сеть – 61 компьютер
· имеется выход в Интернет. Количество компьютеров (рабочих мест), имеющих выход в Интернет – 71
· всего компьютеров в гимназии – 71 
· ноутбуков – 9 
· мультимедийные системы (компьютер, проектор, экран) – 24 
· интерактивные доски – 9
· принтеры/МФУ – 26/11
· сканеры – 2
· ксероксы – 6
· цифровые фотоаппараты – 3
· цифровые видеокамеры – 1
· Web-камеры - 4 
· наличие лицензионного программного обеспечения
· наличие цифровых образовательных ресурсов 
Учебные кабинеты
· кабинет русского языка и литературы (с лаборантской)– 5 
· кабинет математики (с лаборантской) – 3
· кабинет биологии (с лаборантской) – 1 
· кабинет физики (с лаборантской) – 1
· кабинет химии (с лаборантской) – 1
· кабинет географии (с лаборантской) – 1 
· кабинет истории (с лаборантской) – 2
· кабинет информатики (с лаборантской) – 2
· кабинет иностранного языка (с лаборантской) – 10
· кабинет начальных классов – 12
· кабинет технологии – 1
· слесарная мастерская – 1 
· столярная мастерская – 1 
· кабинет музыки – 1 
Другие помещения
· танцевальный зал
· актовый зал
· библиотека
· читальный зал
· центр детских инициатив
· кабинет психолога
· кабинет психологической разгрузки
· кабинет социального педагога
· радиорубка
· медицинский кабинет
· бухгалтерия
Обеспечение санитарных условий
· туалеты – 13 
· холодное водоснабжение
Обеспечение безопасности гимназии
· охрана
· тревожная кнопка
· пожарная сигнализация и АПС
· оборудованные аварийные выходы
· необходимые средства пожаротушения
· система видеонаблюдения

 

   
© 2010
Создание и
оптимизация сайтов
Интернет компания
"ОптимизациЯ"
Работает на: Amiro CMS